top of page

Христианская миссия в многополярном мире

Updated: Aug 3, 2023



За или против Запада?


Сцены повторяются во все большем количестве стран Африки, Азии и Латинской Америки. Толпы людей публично демонстрируют свою солидарность с президентом России Путиным. Едва ли какой-либо другой российский политик когда-либо получал столько одобрения и восхищения, как человек, который развязал войну в Украине и которого Запад винит в гибели сотен тысяч людей в Европе.

После того, как Международный суд в Гааге вынес ему обвинительное заключение, Путин был подвергнут остракизму на Западе как военный преступник.

Что же такого восхитительного находят люди Глобального Юга в этом кремлевском правителе? Работает ли российская пропаганда? Или другие факторы заставляют эту часть мира воспринимать Путина и его действия иначе, чем Запад?

Российские СМИ действительно пытаются распространить «российский нарратив» на Глобальном Юге, но их влияние, по сравнению с наступлением СМИ Запада, относительно невелико. Российская пропаганда лишь косвенно, если вообще косвенно, ответственна за популярность Путина. И тем более это касается позиции Украины. Как правило, массы на Глобальном Юге жалеют украинцев, которых Запад вытолкнул на поля сражений и снабдил оружием, и чьим смертям потворствует. Украину многие считают пешкой Америки. Один хороший друг из Западной Африки сказал мне: «Украинцы позволили американцам втянуть себя в эту смертельную авантюру. Они настоящие жертвы, зажатые между двумя державами, борющимися за господство в мире. И поверьте мне, Путин - меньшее зло в этом деле». Этот человек - христианин и даже возглавляет мирную инициативу в своей стране.

«Не секрет, что Африка не желает открыто осуждать действия России в Украине или участвовать в усилиях Запада по введению санкций и изоляции воюющей страны. Вместо этого эти страны продолжали принимать своего давнего партнера с распростертыми объятиями - широко осуждая войну, но не Россию», - говорит Жереми Лиссуба, член парламента от крупнейшей оппозиционной партии в Демократической Республике Конго. По мнению Лиссубы, экономическое участие

России в Африке, с одной стороны, и дипломатическое обаяние - с другой, определяют как позитивные отношения, так и глубокое недоверие к Западу.

Аналогичные позиции преобладают в большинстве азиатских стран. Своей растущей популярностью на Глобальном Юге Путин обязан в основном самому Западу. Он осмелился восстать против претензий Запада на господство в мире, на определение его экономики, общественного устройства, культуры и даже религии. Путин противостоит американцам и их западноевропейским вассалам. Уже одно это делает его героем для многих.

В глазах этих стран украинско-российская война фактически является испытанием силы между возглавляемой США коалицией в НАТО и Россией, ведущимся на территории Украины. На карту поставлено не что иное, как выбор между монополярным мировым порядком с США в качестве капиталистической сверхдержавы, мирового полицейского и имперского доминанта, с одной стороны, и многополярным миром, в котором различные социальные и экономические системы могут мирно сосуществовать.

Слишком долго и слишком кроваво американцы пытались навязать миру свой тип демократии, говорят наблюдатели с Глобального Юга. Глубокие кровавые следы остались во Вьетнаме, Ираке, Афганистане и так далее. Китай, Индия и Россия, а также многие другие страны все чаще заявляют о своем праве считать свои собственные системы законными, не считая их диктаторскими, бесчеловечными или эксплуататорскими. Многие отмечают, насколько упадочным, морально развращенным и несправедливым стал Запад. Возможно, самым впечатляющим примером готовности этих стран сформировать нечто вроде антизападной коалиции стал возглавляемый Китаем Самаркандский саммит в сентябре 2022 года, в котором приняли участие более 100 стран, представляющих подавляющее большинство населения мира. Конечно, не обязательно соглашаться с такими мнениями с Глобального Юга, которые ничего не дают для прекращения войны в Украине, но к ним следует относиться серьезно и прислушиваться. Особенно нам, христианам. Да, русские также оставили кровавые следы в Чечне, Грузии, Сирии и сегодня прокладывают глубокую борозду бедствия через Украину. Вопрос не в том, что они делают, а в том, почему и против кого направлен их гнев. Может быть, поклонники Путина на Глобальном Юге хотя бы отчасти правы? Если реальной целью Путина является не Украина, а Запад, и он стремится утвердиться в качестве антиколониального голоса, тогда мы, западные христиане, должны спросить себя, хотим ли мы защищать все то, за что выступает Запад.


Христианство воспринимается как западное


Глобальное христианство явно имеет западный уклон. Не только почти все международные глобальные христианские ассоциации базируются в Америке или Европе, не только западные университеты и семинарии доминируют в богословских взглядах христиан, но и именно здесь христианские миссионерские общества распоряжаются большей частью денег, которые поступают как на социальное служение, так и на миссионерские проекты. В вопросах миссии и преобразования последнее слово по-прежнему остается за западными церквями и ассоциациями. Эдди Артур даже называет современное миссионерское движение "эпохой доминирования Запада".

Однако если сравнить состояние христианства на Западе и на Глобальном Юге, то картина будет совершенно иной. В то время как на Юге из года в год наблюдается колоссальный рост числа прихожан, подавляющее большинство церквей на Западе теряют своих членов. Только в Германии. 639 338 человек покинули христианскую церковь всего за один год (2021).

Все большее число европейцев и американцев не проявляют интереса к церкви, и, соответственно, будущее церкви там выглядит туманным. Нередко западные церкви, как и окружающее их общество, выглядят упадочными, морально скомпрометированными и все более приспособленными к секуляризму. Вера в то, что люди, следующие за Иисусом Христом, являются новыми творениями, победившими свою старую греховную природу, уже давно заменена на теологию принятия этой старой природы. Люди черпают свою идентичность из плоти и ее потенций, из своего бытия, знаний, сексуальности и тому подобного.

Неудивительно, что эти христиане уже не духовны, а плотски настроены. Но, согласно Писанию, разве плотское мышление не является духовной смертью?

Апостол Павел пишет римлянам: "Плотский же ум есть смерть, а духовный ум есть жизнь и мир" (Рим. 8:6). Разве те, кто потворствует делам плоти, не исключены из участия в Царстве Божьем (Гал 5:21)? Неудивительно, что большинство основных христианских деноминаций следуют призыву покойного Папы Иоанна Павла II к новой евангелизации Европы. Но призывы приходят и уходят, а западное христианство, похоже, не может найти путь к обновлению.

Беспомощное, вымытое, непривлекательное для собственного общества и постоянно замешанное в отвратительных скандалах, например, связанных с сексуальным насилием - таким представляется западное христианство типичному наблюдателю с Глобального Юга. Неудивительно, что готовность христиан Глобального Юга следовать западным рецептам спасения снижается уже многие годы. И довольно многие устали от необходимости постоянно внедрять концепции богатых братьев с Глобального Севера, по которым они сами не в состоянии жить.

Конечно, многие по-прежнему делают это ради денег, но надолго ли? И действительно ли все это теологически оправдано? Беспокойство по поводу сложившейся ситуации вполне оправдано.

Прежде всего, эта ситуация неоправданна с точки зрения миссии. Христианские общины на Юге пользуются огромным духовным успехом, но в то же время они испытывают давление со стороны своих правительств, вынужденных отстаивать свою западную ориентацию.

Как долго это может продолжаться? Политические силы, которые сейчас формируют мир, явно указывают на падение монополярного мирового порядка и его духовной и экономической вершины, США. Опасность того, что христиане будут втянуты в это падение, вполне реальна, и нам следует помнить об этом.


Необходимо внести исправление - христиане работают для Царства Божьего


Последователи Иисуса — это люди, которые прежде всего ищут и трудятся для Царства Божьего (Матф. 6:32). Они, прежде всего, граждане небес (Фил 3:20) и, следовательно, не от мира сего (Ин. 17:16).

Да, верующие все еще находятся в мире, и, находясь здесь, они имеют четкое поручение делать учениками все народы земли (Мф 28:19) и действовать как послы вместо Христа, которым было доверено слово примирения (2 Кор 5:18-20).

Как таковые, они призваны из мира взять на себя ответственность за мир (Мф 16:18), быть солью земли и светом мира (Мф 5:13-15). Поэтому они будут работать как можно больше на благо своих сограждан, но они не будут ни представлять, ни защищать системы этого мира, поскольку ни одна из этих систем не является Царством Божьим. Их политическая миссия заключается в преобразовании народов в учеников Божьих.11 Они посланники Божьи и, как таковые, подотчетны не миру, а Богу и только Богу. "Должно повиноваться более Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29).

Христиане, рассматриваемые в этом свете, никогда не являются в первую очередь представителями идеологии, социальной системы или определенной культуры.

Да, они могут отождествлять себя с теми или иными аспектами системы, но всегда с оговоркой, что последнее слово принадлежит не людям, а Богу. Можно сказать, что они экзистенциально критикуют общество, но всегда заботятся о благе общества. Христианская община, безусловно, является агентом преобразования общества, но всегда под условием Царства Божьего.

Поэтому будет смертельно опасно, если христиане позволят запрячь себя в телегу этого мира, каким бы гуманистическим этот мир ни притворялся. Ибо кто хочет быть другом мира, тот рискует стать врагом Бога (Иак. 4:4). Тесная связь христианства с западным миром не является ни богословски желательной, ни окончательно возможной. Уход от этой зависимости от Запада возможен, если христиане будут ориентироваться не на реальную политику, а на ценности Царства Божьего.


Вырваться из объятий Запада


Развитие мира в направлении политической и культурной многополярности делает, на мой взгляд, необходимым преодоление тесных связей, которые всемирная церковь Иисуса сохраняет с Западом. Просто опасно проявлять политическую солидарность с державами, которые отвергаются большинством населения мира.

Конечно, крупные конкуренты Запада, такие как Китай, Индия и Россия, не настолько дружелюбны к христианам, как Запад, и не настолько открыты и толерантны в демократическом плане. В конце концов, является ли Запад лучшим союзником?

Запад обязан христианству и демократией, и религиозной свободой. Но Запад все больше заменяет свои христианские корни гуманистическими, индивидуалистическими и капиталистическими основами, которые рассматривают любую ссылку на абсолютную истину, выраженную в христианстве, как критическую. Нет, на Западе нет гонений на христиан, но происходит массовая инфильтрация христианского содержания. В результате формируется стиль жизни, который меньше ориентирован на Слово Божье и больше на самореализацию людей. Таким образом, каждый может иметь свою собственную истину, а основные убеждения протестантской Реформации, которые основывались только на Христе, только на Писании, только на вере и только на благодати, лишаются своего

фундамента. Источником истины становится не Иисус Христос, а всевозможные религиозные и светские мессии; не Священное Писание, а любое так называемое

"научное знание"; не личные доверительные отношения между людьми и Богом, а личное мнение.

Запад уже давно усложняет жизнь исповедующих христиан. И с духовной точки зрения музыка в Европе и Америке уже давно не играет. Великие движения возрождения в Европе и Америке ушли в прошлое. Теперь не Лондон, Нью-Йорк или Рим являются ведущими центрами яркой духовной жизни, а Кампала, Исламабад, Лагос, Найроби или Лима. Центры притяжения христианства переместились на Глобальный Юг.

А там, где пульсирует жизнь, там же находятся и центры силы христианского мира. Не наши деньги, а Дух Божий должен определять, где и как мы организуемся. Там, где деньги определяют, как христианство должно жить и действовать, слишком быстро происходит так, что деньги убивают дух.13 И все чаще звучат жалобы на то, что именно это происходит на Глобальном Юге. Внезапно среди христианских лидеров вспыхивает борьба за распределение, зависть и конкуренция. И разделения в церковных движениях — это порядок дня.

Деньги, кстати, тоже всего лишь вопрос отношений экономической власти. Запад имел и имеет их так много, потому что он устанавливает правила игры о том, как

распределяются финансовые ресурсы в мире. Но критики, такие как Китай, Индия и Россия, выступают против этого. Если они добьются своего, то это лишь вопрос времени, когда финансовые потоки пойдут по другим каналам. Тогда у Запада, а вместе с ним и у западной церкви, больше не будет щедрых банковских счетов, с которых пожертвования могут поступать нищим на Юге. И, возможно, сами нищие превратятся в мощных сторонников.

Как христиане, мы должны отказаться от приоритета Запада, сосредоточиться на типичных библейских ценностях и присоединиться к тем, кто работает над деколонизацией христианской теологии и практики. Ценности Царства идут дальше и глубже, чем гуманисты в индивидуалистическо-капиталистическом одеянии. Они привносят Божью перспективу, и это, безусловно, лучше, чем когдалибо был Запад.

Божья миссия ведет нас ко всем народам, бросая вызов церкви стать "Иудеем для Иудеев и Греком для Еллинов, даже всем для всех, чтобы победить некоторых" (1-Кор 9:20). Эффективное благовестие идет на местном уровне и избегает внешнего доминирования, которое включает в себя как прежнее западное доминирование, так и доминирование новых империй, таких как Россия, Китай, Индия и другие.

Христианская церковь ищет Божье Царство среди всех царств мира. Ее политическая миссия никогда не может опираться на партии и их системы, поскольку только триединый Бог определяет путь.


Йоханнес Реймер,


профессор миссиологии и руководитель отдела по работе с общественностью Всемирного евангелического альянса (WEA)

0 comments

Commentaires


bottom of page