04.01.2023

Положи охрану устам

Автор этой статьи Александр Каплун. Он и.о. главного редактора украинского журнала «Євангельський голос». Текст был подготовлен для видео на YouTube канале этого христианского издания (@EvangelicalVoice). Надеемся, эта тема будет назидательна и полезна для вас, дорогие читатели.

Хотелось бы поделиться с вами своим взглядом на некоторые моменты, относящиеся к текущим событиям. Говорить будем не о ходе войны, конечно, — об этом информации куда больше, чем нужно. Мы обратим внимание на те вопросы, которые сейчас, к сожалению, не обговариваются и остаются незамеченными, хотя сами по себе очень важны. Это те вопросы, непонимание которых таит в себе опасность и чревато последствиями.

 

Значение слова
Слово Божье предупреждает нас о том, что жизнь и смерть во власти языка (Пр. 18:21). Мы знаем, что жизнь и смерть в руках Бога, но здесь сообщается, что в этом вопросе мы имеем какую-то определённую власть, и она таится в языке. К сожалению, в нашей культуре не принято придавать словам много значения — наши люди часто вкладывают в слова больше эмоций, чем смысла. А это приводит к плохим последствиям, особенно в такое время, как сейчас. Когда, не понимая духовной сути происходящих событий, мы повторяем за кем-то неправильные слова, ложные тезисы или лозунги, мы можем нанести серьёзный урон себе и своим близким. Дело в том, что наша жизнь, наше поведение, а впоследствии и характер следуют за нашим языком, то есть за тем, что мы исповедуем. Есть в Божьем Слове такое место: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10). Мы знаем, что для спасения нужна вера, но вера должна быть выражена, и чаще всего она проявляется в исповедании, т.е. в словах. Образно говоря, сказанное слово имеет в духовном мире юридическую силу. И это не зависит от того, понимаем ли мы это, согласны ли с этим, придаём ли мы значение своим словам или относимся к ним без должного внимания. Вы ведь помните, что «за каждое праздное слово человек даст отчёт день суда» (Мат. 12:36), то есть получается, что каждое слово, даже праздное (то есть пустое, не значащее), имеет на самом деле вес и значение, и мы за него в ответе.

 

 

«От слов своих осудишься»
В свете этой истины я замечаю, как в наше непростое время испытаний люди могут просто так, не рассуждая, повторять то, что слышат. А что они больше всего сейчас слушают? Правильно — новости. И вот, наслушавшись (а чаще насмотревшись) новостей, они повторяют то, что говорят журналисты, блогеры и пропагандисты всех мастей через СМИ и интернет-каналы. Делая так, они позволяют программировать себя, или скажем проще: позволяют собой управлять. Т.е. мы бы так не думали, так бы не чувствовали и так бы не поступали, но… кто-то говорит какие-то фразы, кто-то задаёт определённые векторы, мы их слушаем, воспринимаем это на эмоциях, не особо вникая в суть… и повторяем как своё. А когда мы это исповедуем уже как своё, наша жизнь следует за нашими словами. И если бы речь шла о неверующих людях, то для них это естественно — на них это и рассчитано. Но верующие не должны были бы так поступать, ведь у них есть предупреждение от Иисуса Христа: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Вдумайтесь в это: говоря те или иные слова, мы сами произносим себе суд! Ваше оправдание и осуждение зависит от того, что вы говорите.

 

Жертвы обольщения
В масс-медиа вы можете слышать такие заявления: «Мы это будем помнить всегда, мы никогда не простим, и наши дети и внуки будут это помнить, и будут мстить, сколько будут жить; никогда между нами не будет мира, мы никогда не будем братьями». Слышали такое? (Удивительно, если кто-то не слышал, т.к. это звучит довольно часто). Так вот, когда это повторяют неверующие люди, это понятно — они ведь не подозревают о последствиях. Но, когда эти же фразы слушают и повторяют люди верующие… а как оно бывает: один раз услышал, второй, третий и… привык. А потом где-то в разговоре с кем-то: «О, да! Мы этого не простим, мы будем помнить, мы отомстим!» Так вот, повторяя это, человек не просто принял, он уже это исповедует! А в итоге его жизнь уже идёт не в том направлении, в котором она должна была идти; и последствия в жизни будут, потому что вы сами взяли курс другой, вы приняли сердцем и исповедали устами то, что было чужое, но теперь стало ваше. И что же? Иисус говорит (это же Он нам оставил молитву «Отче наш», чтобы мы молились Небесному Отцу): «Прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим». А мы исповедали, что не простим, что будем мстить, и даже наши дети и внуки… и вы понимаете, что в результате? В результате мы отказываемся от прощения! Мы говорим: «Господи, не прощай нас никогда!» Это серьёзно, это не просто слова! О, если бы мы понимали, что они для того и звучат, чтобы люди, повторяя их, лишались прощения. На нашу землю идут большие проблемы, и многие люди пострадают, много будет жертв — об этом говорят Писания и пророчества. И речь здесь не о мучениках за веру, а о жертвах обольщения.

 

Слова войны
Питаясь от чуждых источников, мы не можем остаться невиновными. Пропаганда имеет очень большую силу
Вы знаете, что простые люди войны не начинают, войны начинают политики, и чаще те, которые остаются в тени. И для них важно, чтобы, когда война только разгорается, люди воюющих сторон как можно больше ненавидели друг друга, иначе они не будут убивать. Далеко не каждый человек способен убить себе подобного, поэтому вы редко слышите в новостных сводках: нашими войсками убито столько-то людей, намного чаще вы слышите, что «убито столько-то нелюдей» или «убито столько-то орков». А с другой стороны то же самое: убили не людей, а нацистов, фашистов… В этом есть особый смысл, ведь каждый знает, что убивать людей — грех, а орки или нелюди — не люди; их, значит, можно. Понимаете, пропаганда действует и на подсознательном уровне, так она работает. И вы же видите, что пропаганда у соседа нам недоступна, а им недоступна наша.
Цели войны — это поражение, это нанесение максимального урона. А иногда, как это уже бывало в истории, цель в том, чтобы нанести максимальный урон обеим воюющим сторонам. А как это сделать? Возбуждать ненависть всеми возможными способами. Это когда главное не в том, кто победит, а в том, чтобы война продолжалась, и как можно дольше. Когда война уже в разгаре, ненависть кипит, как вода в котле, доходит до того, что простые люди радуются, когда слышат о гибели мирных жителей противоположной стороны. Говорят: «Пусть теперь почувствуют!» И вот, задача выполнена: и с той, и с другой стороны миллионы желают друг другу смерти. Это следствие той искусно приготовленной и с удовольствием поглощённой недоброй духовной пищи. А если бы вы абстрагировались от политики, от пропаганды ненависти и посмотрели на происходящее трезвым взглядом, то увидели бы, что зло делает горстка злоумышленников, а ненависть культивируют к миллионам, и на долгие годы.

 

 

 

Слова пропаганды
То же самое было и во время Второй мировой войны. Немецкие солдаты пришли на наши земли. Так вот, по свидетельству многих очевидцев тех событий, наши люди поначалу не питали особой ненависти к захватчикам. Да и немцы, согласно тем же свидетельствам, не зверствовали в тех местах, где не было партизанских движений. Народ на войну (выражаясь современным языком) не был достаточно мотивирован, а будучи отправленным на фронт, часто тысячами сдавался в плен. Наглядная агитация тех дней гласила: «Убей немца!» Не фашиста, заметьте, не врага или захватчика, а просто немца. И несколько поколений советских детей, воспитанных на советских военных фильмах, играли в войну и «убивали» немцев. В 1942 году было опубликовано стихотворение Константина Симонова «Убей его», получившее широкую известность. Последний его куплет гласил:
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

В том же 1942 году известный советский писатель Михаил Шолохов пишет рассказ, который назывался «Наука ненависти». Он сочинил целую историю, положенную на бытовой сюжет, о том, как русские солдаты как-то слишком по-доброму относились к пленным немцам, и с человеческого сочувствия даже подкармливали их со своих скромных запасов. Когда это заметил русский командир, он грубо прервал такую неуместную сентиментальность, а потом рассказал, как немцы жестоко и свирепо обращались с пленными русскими. Этот рассказ был опубликован в газете «Правда» 22 июня 1942 года на годовщину начала вторжения Германии на советские земли. И это только 2 примера, т.е. небольшая часть той советской пропаганды, целью которой было возбудить устойчивую ненависть к немцам. И это имело оправдание: не мы же напали, а на нас напали.

 

Слова ненависти
Сейчас происходит то же самое. Люди с обеих сторон до сих пор не понимают, почему Россия напала на Украину. Я хочу сказать, что необходимости в этой войне (и даже возможности такой) не видел, за очень небольшим исключением, почти никто ни в России, ни в Украине. А этой войне уже скоро один год. И подумайте: многие годы наши люди жили с уверенностью, что прошлый опыт и накопленная мудрость не допустит войны в цивилизованном государстве; но, как видим, это не помогает. И теперь мы можем видеть, насколько хрупок и ненадёжен тот мир, в котором мы жили. И насколько глупо в таком мире укореняться, расширяться, строить большие планы и копить богатство.
В Писании война — неотъемлемый атрибут последнего времени. Об этом говорят библейские пророчества. А раз так, то войны будут независимо от мнения и желания большинства людей. Когда приходит время исполнения пророчеств, начинаются эпидемии, войны, голод и разные природные катаклизмы. И, как следствие, глобальное сокращение населения на планете. Заметьте, что глобальное сокращение населения предсказано не конспирологами, не глобалистами, ни, тем более, не YouTube-блогерами, а библейскими пророчествами тысячи лет назад. В одной только книге Откровение как минимум дважды. Один раз там четверть населения погибает, другой раз — треть от уже оставшихся, это же миллиарды людей! Поэтому не имеет значения: будет ли это вследствие заговора или без заговора, и кто с кем договорится… просто такое будет, потому что так написано в Книге книг.
Случится то, что было предсказано. Но, заметьте, предсказана была не только война, была предсказана ненависть. Так что же должны делать христиане, попавшие в этот период истории? Они должны оставаться христианами, т.е. быть миротворцами. Для того они заранее и предупреждены были об этом времени.
Теперь другой пример. Сегодня мы можем слышать в наших СМИ:
— Сколько сегодня рашистов убили? — спрашивает телеведущий у приглашённого эксперта.
— Столько-то, — отвечает.
— Эх, жалко, что мало, хотелось бы больше! — резюмирует телеведущий.
Вот эти фразы звучат в эфире на центральных каналах Украины. Примерно то же самое звучит и в России; только там, естественно, не про рашистов, а про укронацистов или ещё как-то. Вы, наверное, заметили, что уже нет запрета на разжигание вражды и ненависти. Уже нет моральных норм, не работает кодекс журналистской этики — во время войны вражда и ненависть даже поощряются. В этом примере не говорится, что хочется победить или закончить войну, а «жалко, что мало убили, надо бы больше…», и мы привыкаем к этому. Не думаю, чтобы кто-то из нас такое повторял, но мысли уже могут появляться, и это страшно. То, что ещё вчера было злом, сегодня уже оправдано, ведь не мы напали, а на нас напали. А раз на нас напали, значит, у нас есть индульгенция на все смертные грехи — мы теперь свободны от заповедей Христа и можем ненавидеть, желать зла, проклинать. А некоторые считают, что в военное время можно воздавать славу не Богу, а армиям и странам; а ещё можно сквернословить (ну, а как же — мы же возмущены!). То, чего раньше мы себе не разрешали, сегодня уже можно, потому что война. А так ли это? Христианин во время войны должен оставаться христианином, независимо от специфики времени и обстоятельств.

Или вот ещё такое заявление: «Хороших русских не бывает». Это очень популярная фраза, и у нас делают даже специальные передачи, в которых пропагандисты высмеивают тех, кто считает, что среди русских есть нормальные люди. И если взять, трезво взвесить и подумать: вот сколько правды в этой фразе: «нормальных русских не бывает…»? Мы все это слышим. Но услышать можно всякое, только не со всем следует соглашаться и не всё повторять, а особенно очевидную глупость!

 

 

 

Слова христианина
Всё, о чём мы сейчас говорим, относится к верующим. Мы не будем рассуждать о неверующих — поведение неверующих людей понятно. Многие из них сами пострадали или близких потеряли, как и многие верующие, кстати. Но у верующих есть утешение в Боге, а у неверующих этого нет. Мы сочувствуем пострадавшим и помогаем им, чем можем. Кстати, христиане очень активны, когда речь идёт о помощи пострадавшим, и слава Богу за это. Они едут туда, где опасно, некоторые даже убиты были — лишились жизни, делая добро. Поэтому, говоря о духовной стороне происходящих событий, я обращаюсь к рождённым свыше христианам: и украинцам, и русским. Так вот, христианину сегодня очень важно анализировать то, что он слышит, контролировать себя, свои эмоции и задаваться вопросом: а соответствует ли это Духу Христа? То, что я слышу, соответствует ли духу Евангелия? Вот, услышали вы раз, другой и третий, что русских нормальных нет. И в каком-то разговоре со знакомым во дворе вы просто берёте и повторяете: «Среди русских нормальных нет». А теперь остановитесь и подумайте: что вы только что сделали? Вы просто вслух оклеветали тысячи верных и дорогих Богу детей — ваших братьев и сестёр. Ещё помним про отчёт за каждое праздное слово? Воистину, как хорошо уметь молчать! Но вы не смолчали, вы эту клевету исповедали как свою. А в России в это время живёт человек, который обратился к Богу всем своим сердцем, полюбил Его, возможно, в разы больше, чем мы, и Господь возродил его к новой жизни. А когда случилась война, этот человек был шокирован. Возможно, плакал от досады. А потом взял и в социальных сетях написал обращение к украинскому народу. Попросил прощения у украинцев. Это реальный пример, конкретный живой человек. И можно сказать, что ну, это политика… зачем… он мог этого не делать. Да, мог не делать, но сделал. Потому что он чувствовал какую-то невольную причастность к этим событиям. А многие ли из нас чувствуют вину за то, что делает наше правительство? Например, за те безбожные конвенции, которые оно ратифицирует? За президента, который их подписывает? Или так: решил, ну, что — плохо решил, ну и ладно. Мы же так относимся? А этот человек не так отнёсся. Он взял и открыто заявил то, за что против него могут возбудить уголовное дело. Он заявил, потому что не смог промолчать. А вы, будучи христианином, тоже заявили, что среди русских нормальных нет. Господь ваши слова услышал… и в Его глазах вы только что оклеветали вашего брата. И если бы даже он был один такой на всю Россию, то вы уже согрешили. Вы лили воду на мельницу сатаны. Ведь кто клеветник братьев наших? О ком так сказано? Написано, что сатана — клеветник братьев наших. Да, но получается, что сатана там не один, ещё и вы — клеветник братьев наших. Потому что там есть наши братья, и не один, и не 10, и не 100… Тут некоторые пытаются возразить: «А вот председатель Союза Ряховский выступил в поддержку войны… он же не один — он целый Союз представлял!» Погодите, братья. А вы хотите быть в ответе за все те заявления, которые делают председатели ваших союзов? Вы хотели бы, чтобы о вас судили по заявлениям ваших епископов? Я — нет! Я решительно отказываюсь. Но если вы сами судите русских верующих по заявлениям Ряховского или союза баптистов, то и к вам, согласно Евангелию, применяются те же меры, и теперь вы отвечаете за все заявления своего религиозного руководства, если не заявите обратного по каждому такому заявлению. Иисус сказал: «Какой мерой мерите, такою и вам будут мерить; каким судом судите, таким и вас будут судить». Так подумайте: та ли это мера, которой вы хотите, чтобы вам мерили? И если этот русский, не испугавшись тюрьмы, записал обращение, которого от него никто не требовал (кроме его совести), а мы молчим даже тогда, когда наши епископы заявляют, что наши отцы и деды не брали в руки оружие потому, что неправильно понимали Писание и, получается, что зря, по глупости были замучены… Так кто из нас более верный — этот русский или мы? Кто из нас более сознательный? Кто больше христианин, в конце концов?
Братья, смотрите на всё с духовной точки зрения. …вы слушаете пропагандистский текст, прочитанный диктором новостей, привыкаете, принимаете и начинаете повторять. И вот теперь это уже ваш грех. И взяли вы его на себя не по принуждению, а по доброй воле. Пока вы это только слышали, вы не причастны — это был чужой грех… а повторили — и он уже ваш личный. Не спешите это делать, не становитесь под чужое ярмо с неверными.
Мы часто используем эту ситуацию (что не мы, а они напали) в оправдание ненависти. Но, как ни странно, это звучит, с христианской, с духовной точки зрения, мы в более выгодном положении, и именно потому, что не мы напали, а на нас напали. Объясню это на следующем примере. К одному новообращённому влезли в дом грабители и обворовали его. В церкви ему хотели помочь и попросили, чтобы он рассказал о том горе, которое ему приключилось. Но он вышел и сказал: «Разве это горе? Вот если бы не меня обворовали, а я обворовал — вот это было бы горе!» Так и в этой ситуации: если бы наша страна напала, то нам пришлось бы делать соответствующие заявления, что мы с этим не согласны, сострадать нашим братьям с той стороны. А как вы думаете, если начистоту: среди нас много нашлось бы желающих делать подобные заявления? Ведь это непросто, вы же видите какие законы во время войны, поэтому я и говорю, что в морально-этическом плане мы в более выгодном положении.

 

Слова Благой Вести
Последний на сегодня пример того, как не нужно поступать. Я слышал много историй, похожих на эту. Брат рассказывает: «У меня в России есть родственники, и вот, когда я им звоню, они (представь!) делают вид, что ничего не произошло. А я думаю: «Нет, так не пойдёт!», и спрашиваю у них прямо:
— Ну, как? Вот, ваш Путин такое наделал, как вы к этому относитесь — вы одобряете эту войну?
А они там что-то мямлят типа:
— Ну, так это ж не война, это…
— Всё! Хватит! С вами всё ясно! Не нужны мне такие родственники, я с вами больше не общаюсь, и можете мне не звонить.
А потом посидел, остыл и стал соображать: так, а что же это вышло? Получается, я стал инициатором нашего разрыва отношений с родственниками. А если это ещё и неверующие родственники, т.е. те люди, которым я должен был бы послужить примером? Но, если бы я помнил, что я христианин, то я бы, может, так и думал. Но я не пободрствовал — я вообще забыл, кто я такой, позвонил моим неверующим родственникам, спровоцировал их на этот разговор и оказался настолько недалёким, что даже не понял, что когда им звонят с Украины, они не могут говорить всё то, что думают. Их могут прослушивать, а законы там военные… Могут, конечно, и не слушать, но с такой возможностью и им нужно считаться. Сейчас военное время — любого прослушают, и это будет вполне санкционированно. Скажут, к примеру, что были подозрения, и вот уже оправдались… А вот, посмотрите на эту ситуацию с другой стороны: звонит в какую-то семью возмущённый родственник с Украины и с ходу: «Так что, Путин правильно, по-вашему, сделал?» А он думает: ну вот ненормальный — что мне ему сейчас говорить? Вот, скажу ему, а «товарищ майор» запишет. И он пытается как-то сменить тему, а тот в ответ: «Ах, ты такой!»… Конечно, не всегда так, не всегда они боятся, не всегда так думают… бывают и с той стороны люди недалёкие («зомбированные», как у нас говорят), но мы-то к чему призваны? Перевоспитывать их, просвещать, заниматься с ними политической агитацией? Ну, нет же! Мы призваны им благовествовать, быть светом и приносить мир. Ведь мы христиане! И если мы должны быть миротворцами, то когда же ещё, если не во время войны?
А почему же так получается, что верующие люди, которым Господь даёт откровение и мудрость, могут делать такие ошибки, будучи спровоцированными дешёвой пропагандой, которая рассчитана на несведущих людей? Читаем в Евангелии от Матфея 24:24: «Восстанут лжехристы и лжепророки…, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». Почему написано: если возможно? Дело в том, что избранных прельстить не так просто: они предупреждены, им небезызвестны умыслы врага. Но вот, бывает, что некоторые из них настолько нерадивы, не стоят в вере, потеряли всякую бдительность, забыли о своём звании и призвании, осуетились и… невозможное стало возможным. Ведь убить могут даже хорошо вооружённого воина, если он спит на посту, да ещё и в военное время. А мы, дорогие, на войне даже тогда, когда в стране мир и безопасность. Это духовная война. Поэтому «Бодрствуйте во всякое время» (Луки 21:36).
Конечно, я понимаю, что много будет несогласных; скажут, что это сейчас неуместно, не ко времени и непатриотично. Но для верующих людей это более чем ко времени. Ведь зачем говорить об этом до или после? Об этом именно сейчас и нужно говорить, и предупреждать, потому что именно сейчас это актуально.

 

Важно усвоить единственное правило: давайте следить за своим языком. Это может сохранить нам жизнь и избавить от многих скорбей. И помните: слова имеют силу!
Муж по сердцу Господа, Давид, молился так: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие…»
(Пс. 140:3-4).
Пусть нас Господь сохранит, защитит и даст нам мудрость, чтобы понимать, как поступать в это сложное и лукавое время.

 

Александр Каплун

«Евангельский Голос»
www.evgolos.com

 1,596 views

Автор публикации

не в сети 1 день

Kanon Magazine

0
Комментарии: 1Публикации: 352Регистрация: 01-06-2020

 1,596 views

Добавить комментарий

Back to Top
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля