1. Концепция получает широкое распространение.
В последние годы термин «целостность» занимает все более заметное место в исследованиях, посвященных государству и управлению, а также формированию политики на всех уровнях общества. Но что такое целостность? Что характеризует целостность человека, функционера или организации? И даже целого общества? Как выглядит целостная жизнь? В литературе для определения целостности используются такие ключевые слова, как цельность и согласованность; профессиональная ответственность; моральная рефлексия; такие ценности, как неподкупность, законы и правила; моральные ценности и нормы; образцовое поведение. Латинское корневое слово integras означает «цельный», «целый», «гармония», а целостность — «цельность» или полнота как последовательность и согласованность принципов и ценностей. Карсинг правильно сформулировал это понятие, сказав: «Целостность означает, что профессионал выполняет свои задачи адекватно, тщательно и ответственно, учитывая в Целостность неразрывно связана с моралью и этикой, которые относятся к тому, что является правильным или неправильным в обществе. И то, и другое формируется под влиянием религиозных и идеологических убеждений и образует ценности и нормы общества, иначе говоря, базовую культуру, определяющую принятый «дизайн жизни»3 . Злоупотребление такими нормами в целях личной выгоды называется коррупцией. Такие явления, как взяточничество, покровительство и фаворитизм, злоупотребления в личное время, мошенничество, запугивание и дискриминация и т.д., могут быть обусловлены различными характеристиками вовлеченных в коррупцию людей, организации (культуры и структуры) и окружающую среду. Исследовать коррупцию — это не меньше, чем исследовать айсберг. О нем написана целая библиотека4 . Сегодня коррупция охватила буквально все слои общества. Редко какое общество в мире обходится без коррупции и нарушенной порядочности. Даже в научных кругах5 и религиозных организациях, таких, как церкви, мошенничество стало повседневным отраженным явлением. Только в 2022 году Римско-католическую церковь Германии покинули более 500 тыс. прихожан из-за дезинтегрирующего поведения священников и духовенства. По оценкам, общее число членов церкви в Германии, покинувших свои храмы в 2022 году, превысит 800000 человек6 . Буквально ни один институт общества не свободен от разложения и коррупции. В сфере спорта и отдыха местные администрации, например, в Германии, сетуют на рост насилия. На прошлой неделе одна из региональных футбольных ассоциаций Германии закрыла все стадионы региона из-за насилия во время игр. В Берлине власти были вынуждены закрыть плавательные бассейны, так как насилие вышло из-под контроля. Этого и многих других подобных явлений раньше не было так много. Что же движет этой проблемой?
2. Локальные сообщества под глобальным влиянием.
Заданная мне тема ищет взаимосвязь между целостностью и глобальными аспектами. Другими словами, влияют ли события в глобальном мире на целостность индивидуальной жизни и локальных обществ? Является ли дезинтеграция вообще следствием глобализации? Нужно ли учитывать глобальные аспекты при преодолении дезинтеграции в наших обществах? Действительно, глобализация — всемирный процесс взаимосвязи мира, охвативший весь период существования человека на Земле, начиная с 1990-х годов, — может рассматриваться как одна из важнейших причин этой проблемы. Рассмотрим некоторые аргументы. Манфред Штегер, профессор глобальных исследований и научный руководитель Института глобальных городов при университете RMIT, выделяет четыре основных эмпирических измерения глобализации: экономическое, политическое, культурное и экологическое. Пятое измерение, идеологическое, пересекается с четырьмя другими. Идеологическое измерение, по мнению Штегера, наполнено целым рядом норм, утверждений, верований и нарративов, касающихся самого явления. Оно определяет, как формируется экономика, политика, культура и экология . Именно здесь, в этом пятом измерении, глобализация сталкивается с проблемой целостности. Целостность, как уже отмечалось выше, тесно связана с этикой и моралью, это идеологический и религиозный набор ценностей. Массовая миграция в мире, вызванная глобализацией мира, разрушает традиционные религиозные и культурные установки. Баланс между традиционными этическими ценностями и повседневным жизненным опытом зачастую отсутствует или дается крайне редко. «Мы живем в идеологическом вакууме», — сказал один мой знакомый в одном из мусульманских районов Средней Азии после распада Советского Союза со всеми его предписанными нормами поведения. Единственное, что осталось, — это собственное выживание, а оно легко может стать бесчеловечным. Идеологии нет, религию забрали — что осталось, неизвестно». Вскоре после провозглашения независимости его страну наводнили глобально активные транснациональные корпорации с Запада и из Китая. Они коррумпировали политическую элиту, подкупали администрацию, скупали земли и сооружения и внедряли «свой способ ведения бизнеса».
— бизнеса, заинтересованного только в личной выгоде, социально, культурно и, конечно, религиозно слепого .
По сути, это транснациональные корпорации, которые громко заявляют о своей честности внутри страны и подписываются под коррупцией снаружи. Этические нормы и мораль нивелируются, социальная и корпоративная ответственность снижается. Главное — личная выгода за счет местной природы и окружающей среды, общества и людей. Они приходят с обещаниями лучшей жизни, но в результате остается только нищета. Неудивительно, что такой тип развития порождает нескончаемый поток миграции и беженцев. Прекрасный мир, который местные жители называли своим домом, который они знали и лелеяли, стал чужим, холодным и опасным. А животворящий баланс между культурой, этикой и жизненной практикой исчезает. Беженцы, прибывающие в Европу из стран Африки и Азии, говорят на похожем языке. Большинство из них не только потеряли спасительную защиту своей культуры, традиций и религии, но и зачастую утратили собственное достоинство на пути к месту своего нынешнего пристанища. «Я — мусульманка, — говорит Сафира из Афганистана. — Для меня жить в сексуальной чистоте — святая воля Аллаха. Но по дороге в Европу меня не раз насиловали. Как я теперь живу? Да, я даю взятки, ворую и обманываю, чтобы выжить. Я знаю, что это неправильно и неприемлемо. Но скажите, какие есть альтернативы? Грех стал моим образом жизни.
ИССЛЕДОВАТЬ КОРРУПЦИЮ — ЭТО НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ИССЛЕДОВАТЬ АЙСБЕРГ.
Я cмотрю в зеркало и не узнаю себя». Я встретил Сафиру в Афинах (Греция). Она застряла в городе вместе с тысячами других беженцев. И когда она наконец приедет в Германию, Францию или Канаду, то столкнется с другой чужой культурой, мешающей ей вписать свою разбитую жизнь в осмысленную здоровую концепцию. Путь к целостности для таких беженцев, как Сафира, долог. Вскоре она столкнется с расовой и интеллектуальной несправедливостью и попытается справиться с моральными нормами, противоречащими ее мусульманскому происхождению. Ее присутствие в новом обществе будет интриговать, злоупотреблять и, как следствие, портить не только ее жизнь, но и жизнь местных жителей. По сути любой развращенный сосед — это, в конечном счете, действенное приглашение изменить собственную жизнь и приспособить ее к тем условиям, в которых ты сейчас живешь. Глобализация действительно способствует и поощряет несправедливость, бедность, дезинтеграцию и коррупцию.
3. Глобализация – окно в новый интегрированный мир.
Критики такого пессимистического взгляда на глобализацию справедливо укажут на более позитивные ее аспекты: интеграцию экономических рынков, глобальную передачу знаний и технологий, открытую дискуссию о демократии, справедливости, мировой этике и т.п.
Согласен, в глобализации есть и положительные стороны. Но глобализация – это не просто управляемый процесс. И экономические, и политические силы, движущие глобализацию, конечно, не являются апостолами нравственности. На самом деле есть достаточно оснований для того, чтобы усомниться в моральной состоятельности подавляющего большинства транснациональных экономических и политических сил.
Растущая критика ведущей роли Запада в мире показывает, насколько мало некоторые народы доверяют этике и морали, исходящей из Евро-Америки.
Однополярный мир утратил свою привлекательность, в том числе и благодаря глобализационной практике Запада и западных ведущих институтов. Она создала и продолжает создавать богатство для немногих у себя дома и превращает массы в нищету и голод в других странах. Так называемый капиталистический демократический мир слишком часто оказывается столь же коррумпированным, как и критикуемые им режимы. Слишком часто начатая смена системы приводила к тому, что жизнь стоила жизни. «Не бывает одного стиля для всех», – говорят китайцы, русские, индийцы, бразильцы и т.д. и требуют многополярного мира.
Несомненно, мир нуждается в международном разговоре по вопросам этики, морали и справедливости, но, конечно, не под давлением агентств, движимых классическим капиталистическим духом личной выгоды.
Является ли это историческим шансом для Церкви Христовой? Никогда еще мир не был так легко доступен для христиан, как сегодня. Мир превратился в глобальную деревню, двери которой широко открыты. Если идеология, или, лучше сказать, религиозные убеждения, определяют, как работает глобализация, если здесь устанавливаются основные нормы и ценности интегрированного глобального мира, то Церковь должна быть призвана выйти на это поле с евангельской альтернативой, которая может быть только справедливой, праведной и мирной. Именно это, и не менее того, обещал миру Иисус.
4. Христианская миссия целостности.
Иисус создает Церковь как экклесию, от греческого ec и caleo = призванный. Он сказал: «Я создам экклесию Мою, и крепость ада не одолеет ее» (Матфея 16:18). Греки назвали экклесией свое парламентское собрание всех граждан данного города-государства, полиса. Граждане были призваны оторваться от своих частных дел и жизни, чтобы обсудить и принять решение о благополучии своего города.
Теперь Иисус говорит, что Его ученики образуют Его экклесию и призваны выйти из мира, чтобы принять на себя ответственность за мир. Они – соль для земли и свет для мира (Матфея 5:13-15). Миссия экклесии в высшей степени политична. Бог устанавливает в ее среде культуру Своего Царства, Царства справедливости и мира для всех людей на земле. Она является тем, что Лесли Ньюбегин (1909–1998) назвал «знаком, инструментом и предвкушением царствования Бога». И не так ли послал Иисус Своих учеников, заповедав им в Матфея 28:18-20:
«Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы. Крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Научите их исполнять все, что Я повелел вам. И будьте уверены, что Я всегда с вами, до самого конца».
Миссионерское поручение Иисуса состоит в том, чтобы учить народы, или этне в оригинале на греческом языке. А термин ethne означает отдельное социокультурное пространство. Можно также сказать – идти и преобразовывать культуру, изменяя нормы, ценности, этику и мораль. Применительно к нашей теме можно перевести – идите и приобщайте их к полноценной жизни, знакомя их с основными принципами Царства Божьего.
Церковь в глазах Иисуса является мастером-учителем интегральной жизни для всего мира. Конечно, для этого необходимо четко понимать, каким будет взгляд Царства Божьего на жизнь, на экономику, политику, культуру и экологию. Проповедовать Евангелие как личную весть о спасении, как это делается сегодня во многих церквях по всему миру, было бы недостаточно. Но применение Евангелия к различным измерениям нашего глобализированного мира изменит ситуацию как в странах с высоким уровнем бедности, так и в странах с большим богатством.
Этот мир нуждается в ценностях Царства, в Евангелии справедливости, в восстановлении, которое приходит с примирением с Богом, с самим собой, друг с другом, с природой и окружающей средой.
Сафира, мусульманка в Афинах, восхищалась христианками, обслуживающими ее в центре для беженцев. «Я хотела бы однажды стать такой же, как они», – сказала она.
А мой друг из Средней Азии недавно стал последователем Иисуса. «Теперь у меня есть основа для моей жизни. Я обрел веру во Христа и ценности, которые меняют мою жизнь к лучшему. Иисус Христос все изменил».
Конечно, это происходит не только на индивидуальном уровне. Компании Царства, возглавляемые преданными христианами, предлагают альтернативные экономические структуры. Они будут работать над созданием экономики благосостояния.
Церкви, осознавая свою политическую ответственность, выступают в качестве критического пророческого голоса в обществе и внимательно следят за его развитием, предлагая соль и свет там, где это необходимо. И они не просто говорят, они живут альтернативной культурой, относясь к окружающей среде, обществу и миру как вокруг себя, так и вне себя, как это делал бы Иисус.
Не личная выгода движет их действиями, а желание видеть, как мир преображается к лучшему. Они буквально выполняют целостную миссию, цель которой – помочь миру жить целостно и мирно. Несомненно, они предлагают глобальный аспект целостности в личных, функциональных и организационных вопросах. И этот аспект – Евангелие.
Comments