top of page

Есть ли необходимость в христианском образовании служителей церкви?

«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притчи 2:3-5). Мудрый Соломон знал цену и понимал важность знания. Сам Бог являлся к нему, и Соломон сделал правильный выбор, когда попросил у Бога знания и мудрости. Писание говорит, что на земле не было человека более мудрого, чем Соломон. Впоследствии он сам напишет притчи, из которых мы узнаем, что правильное знание ведет к страху Господнему и познанию Бога. Наш Господь Иисус Христос также говорил: «…Научитесь от Меня…» (Матфея 11:29,30). Когда мы говорим о познании, то, в первую очередь, говорим о знании Слова, которое Бог оставил через Своих избранных людей, пророков, евангелистов и апостолов. Знание требует определенных усилий и желания к познанию окружающего мира, или искусства, или музыки, или человека, или Слова Божьего – Библии. Этот перечень можно продолжать…



Сегодня я хочу поговорить о библейском знании и образовании, о том, насколько оно необходимо христианскому служителю, и о том, как иметь или получить это знание. И, конечно, речь пойдет о духовном знании. Путей к Божественному знанию несколько. Это и Божественное откровение. Апостол Петр говорит: «…Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Петра 1:21). Это также и путь изучения Божественного Слова, и один из путей изучения, — это образование.

Евангельскому христианскому систематическому образованию в современной истории в славянской среде чуть более тридцати лет. На протяжении семидесяти лет в бывшем Советском Союзе любая христианская активность была вне закона. Библия была под запретом. 11 марта 1931 года Библию в СССР объявили вне закона, наложив запрет не только на ее издание, но и на продажу, и на ввоз из других стран. Около семидесяти лет (а это жизнь целого поколения) Библия в СССР оставалась запрещенной книгой. За распространение и даже хранение Библии можно было попасть в тюрьму. Только после торжественного празднования 1000-летия Крещения Руси этот запрет был негласно снят. В этот период не могло быть и речи о каком-либо христианском образовании. До 1942 года вся религиозная деятельность была под запретом. С 1942 года было открыто пять православных семинарий в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Саратове, которые могли давать православное христианское образование. Всем другим христианским конфессиям, включая евангельских христиан и баптистов, было запрещено иметь какие-либо учебные заведения.

Церковь нуждалась в компетентных и образованных служителях: пресвитерах, регентах, диаконах. Руководство евангельско-баптистского братства понимало это и всячески старалось получить разрешение от советского правительства на возможность иметь хотя бы образовательные курсы для наших служителей. В дореволюционный период до 1917 года и до начала репрессий в конце 20-х, начале 30-х годов евангельские верующие имели библейские курсы и школы в Петербурге, Москве и других городах. Затем все курсы и школы были закрыты. В 1966 в Москве были открыты библейские курсы для служителей церквей Евангельских Христиан-Баптистов, которые в 90-х годах переросли в Московскую Богословскую Семинарию.

В 1991 году в Одессе, Донецке и Санкт-Петербурге почти одновременно были созданы христианские учебные заведения, которые стали основой для систематического евангельского образования на территории бывшего Советского Союза. Через некоторое время появилось несколько десятков христианских учебных заведений. В настоящее время многие христианские учебные заведения продолжают успешно совершать служение. Сотни выпускников колледжей и семинарий совершают служение в поместных церквях. Многие стали служителями в церкви, пасторами, учителями, евангелистами.



Архитектурное проектирование, консультации и согласование в городе

(425) 622-7085 (перед звонком напишите сообщение)

Насколько важно христианское образование для современной церкви, и нужно ли оно вообще? Как таковое христианское образование делится на две категории: это внутрицерковное и формальное систематическое в колледжах и семинариях. Я думаю, ни у кого не возникает сомнений в том, что в церкви должно быть обучение. Как факт, мы слушаем проповеди и посещаем библейские группы по изучению Писания. Мы проводим различные обучающие семинары и конференции, подтверждая слова апостола Павла к Тимофею о необходимости обучения: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16).

В отношении формального — профессионального христианского образования — существует неоднозначное мнение. Некоторые считают, что оно не помогает церкви и не помогает студенту обрести духовный рост и стабильность в христианской жизни. Я не поддерживаю эту точку зрения хотя бы из собственного опыта служения в сфере христианского профессионального образования. Конечно, духовный рост христианина не зависит от его образования. Это всегда личные отношения человека с Богом. Это всегда личная ответственность христианина ходить в страхе Господнем, молиться, иметь общение со святыми и участвовать в заповеди Господней.

Что касается формального образования, то можно так же сказать, что оно необходимо. «Нужда в профессиональном христианском образовании огромна. Сегодня, несмотря на обилие духовной литературы, интернета и телевидения, христианство, как никогда, безграмотно. Современные христиане зачастую не способны справиться с обилием информации и занимают более пассивно-пользовательскую позицию. Результатом является отсутствие стойкого к испытаниям христианского мировоззрения. Только система дает результат». С этим утверждением нельзя не согласиться. За последнее время появилось множество всяких лжеучений. Служители церкви должны хорошо знать догматику своей конфессии. Они должны иметь твердое упование на Господа и учить церковь в соответствии с тем пониманием, которое исповедуется в конфессии, к которой принадлежит церковь. Более того, служители церкви должны быть способны защищать церковь от этих лжеучений. Это является апологетической сферой служения пастора. И здесь не может быть компромиссов.

Еще одна сфера, где нужна компетенция служителя, — это евангелизационно-миссионерское служение церкви. Епископ, ректор Европейской теологической академии Германии Владимир Грабер говорит: «После слов Христа «идите и сделайте народы Моими учениками» ученичество у нас должно быть смыслом нашей христианской жизни. Учиться и учить, быть учеником и иметь учеников — это конструкция церковного служения. По времени многим из нас уже давно нужно было иметь учеников, но мы продолжаем оставаться на начальном уровне. Думаю, что вопрос христианского образования у нас в катастрофическом пренебрежении. Мы понимаем, что во многих сферах нашей жизни нужны профессионалы, но когда поднимается вопрос о церковной жизни, то у нас какой-то любительский или потребительский уровень. Эффективность деятельности человека, особенно лидера, всегда становится более качественной и увеличивается с получением достойного образования.

Закончить статью можно словами Екклесиаста: «Если топор тупой, и лезвие его не отточено, тогда нужно будет прилагать большое усилие, а мудрость бы все предусмотрела» (Еккл. 10:10). Можно прилагать массу усилий, а результат при этом будет минимальным. Необходимо остановиться и отточить лезвие. С острым лезвием можно сделать значительно больше, чем тогда, когда топор тупой. Как же отточить лезвие? Я убежден, что сделать это можно только благодаря обретённым знаниям, полученным в упорном труде и в познании откровения от Бога.

Виктор Авдеев Пастор церкви

0 comments

Recent Posts

See All
bottom of page