Во времена ярких видеосюжетов и броских глянцевых иллюстраций всё равно остаются востребованными произведения академической живописи.
Христианскую галерею мы начнем с картины Поленова «Христос и грешница».
Об авторе
Василий Дмитриевич Поленов родился в 1844 году в Санкт-Петербурге. Он учился на физико-математическом факультете, посещал классы Императорской Академии Художеств, сочинял музыкальные произведения и даже был студентом юридического факультета, но действительное признание получил как автор картин на библейские и непосредственно — на евангельские сюжеты. Желание создания картины «Христос и грешница» появилось после того, как он познакомился с художником Александром Ивановым и увидел его картину «Явление Христа народу». Это легендарное полотно мы позже рассмотрим в нашей галерее.
Процесс творчества
Картина «Христос и грешница» давалась Поленову нелегко. Для такого сюжета важно духовное состояние автора, и он об этом знал, поэтому были периоды, когда Василий Дмитриевич хотел прекратить работу над своей картиной. Он делал множество этюдов и зарисовок. Сохранился и полноразмерный этюд, написанный углем (угольным грифелем). Стоит заметить, что картина огромная; её размер — 3 метра 25 сантиметров в высоту и 6 метров 11 сантиметров в ширину (это почти 10’ на 20’). На многих эскизах и этюдах Поленов изобразил Христа в белой шапочке. В этом головном уборе Он изображен и на полномасштабном эскизе. За несколько дней до первого публичного показа картины художник убрал шапочку по желанию своей матери Марии Алексеевны. Некоторые критики видели неканоничность образа Христа в отсутствии длинных волос. Об этом с автором говорил создатель огромной галереи Павел Третьяков. Общую информацию о картине вы можете узнать из многочисленных открытых источников, мы же перейдем непосредственно к полотну.
Общее описание
Действие происходит у Иродова придела Второго Иерусалимского храма, широкая лестница которого спускается уступами. На каменную стену падают лучи заходящего солнца. Поленов изобразил антураж картины образно: это внутренний двор, или «двор Израиля», и Елеонская гора в правом верхнем углу картины… Здесь мы больше видим символизм, чем достоверную реконструкцию.
Архитектурное проектирование, консультации и согласование в городе
(425) 622-7085 (перед звонком напишите сообщение)
Ученики
Рядом со Христом в левой части картины сидят Его ученики: Пётр, Иоанн, Иаков, а также Иуда. Один из художественных критиков того времени указал, что мальчик, сидящий на уступе лестницы храма, — это Марк, один из будущих евангелистов. Справа от Христа изображён Иоанн, а слева — Иаков, за спиной которого, облокотившись на посох, выглядывает Пётр. В том же ряду находятся Андрей, Филипп и Иаков Алфеев, а во втором ряду — Иуда, Клеопа и Матфей.
В заднем ряду, за спиной учеников, облокотившись о кипарис, стоит человек с полузакрытым лицом. Оно закрыто не случайно, так как это тайный последователь Христа — фарисей Никодим. На переднем плане, возле плетёных корзин, сидит Мария — мать Марка, а рядом с ней — её служанка Рода. Стоит обратить внимание на тот факт, что в левой части картины царит спокойствие и мир, в то время как правая её часть наполнена напряжением.
Справа изображена толпа людей, во главе которой выделяются фигуры фарисея и саддукея. Ярко показан фарисей, который задаёт вопрос Иисусу, а также указывает на грешницу и на камни. Мы еще вернемся к этому персонажу…
Слева от него стоит улыбающийся рыжеволосый пожилой саддукей. Его улыбку можно назвать ехидной. Фарисеи и саддукеи имели разногласия, а точнее — вражду между собой, но в этом эпизоде они объединились. Их соединила война против Христа как влиятельной личности с властью и мудростью
На заднем плане изображен Иерусалимский храм, точнее его входная колоннада. Выходящий из храма вместе с молодым человеком старик — это фарисей и законоучитель Гамалиил, который впоследствии, после казни Христа, заступится в синедрионе за Его учеников. В Деяниях Апостолов записаны его слова: «Отстаньте от людей сих (то есть учеников Христа, Апостолов) и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками». Женщина, стоящая на ступенях храма, — евангельская вдова, пожертвовавшая две лепты. Иисус сказал о ней: «От скудости своей положила все пропитание своё, какое имела».
В правой части картины изображен человек, едущий на осле. Он находится в тени дерева. Это Симон Киринеянин. Неслучайно он словно затенён, то есть его «главный сюжет» еще не наступил. Симону Кирениянину в будущем суждено нести крест Христа на Голгофу.
Сюжет
Перейдем непосредственно к сюжету этой истории. Она записана в Евангелии от Иоанна в 8-й главе. Второй стих: «…утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их». Итак, в левой части царит спокойствие и мир, так как Иисус в храме учил Своих учеников и других слушателей, а те внимали Его словам. То есть в картине так показана хронология сюжета: слева — начало, а справа — продолжение.
Мы читаем в 3 и 4 стихах: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии». Напряженность этого сюжета заключена в трех центральных фигурах.
Во-первых, самый экспрессивный персонаж картины — это уверенный фарисей-обвинитель. Он своим видом показывает несокрушимость заповеданного правила неминуемого избиения камнями. Любой, кто посмотрел бы на него, понял бы, что значит его недвусмысленный жест. Наверняка это он говорит: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Второй центральный персонаж — это женщина. Она находится во власти толпы. Её придерживают трое. Молодая женщина пристально смотрит на Христа и как бы в пустоту. Такой взгляд присущ людям, которые смирились с неизбежной смертью. Несмотря на это, её левая рука зажата в кулаке, что свидетельствует о внутреннем напряжении. Она в этой ситуации одна, и ей не на кого положиться. На картине видно направление взгляда Христа. Он смотрит на неё, и она понимает, что вся её жизнь сейчас зависит не от обвинителей, а от Него.
Неслучайно эта незримая линия от глаз Христа к глазам грешницы усиливается тем, что она отклонилась назад. То есть у неё безутешная апатия и в то же время напряжение от страха, а может, от возможности появления чудесной надежды.
Наконец третий главный персонаж — это Сам Христос. Несмотря на то, что Он изображен в спокойствии, Он — центральная личность сюжета картины. То есть все внимание на Нем. Христос изображен развернутым к зрителю картины, что показывает открытость и власть. У Него уставший и грустный взгляд. Это грусть не о Себе, а о ситуации, точнее о мотивах обвинителей. Ведь вся толпа пришла не для того, чтобы спросить совет у Христа, а чтобы «подловить Его», спровоцировать и обвинить. Так в шестом стихе записано: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания».На лице Иисуса Христа изображен румянец, что может свидетельствовать о понимании грешного поступка молодой женщины. Обвинения основывались на заповеди Моисея, поэтому огромная разгневанная толпа предвкушала скорую жестокую смерть грешницы. Христос был спокоен, потому что Он не думал, как «разрулить» ситуацию и быть в милости у обвинителей и Своих учеников. Он был спокоен, потому что думал о горнем, а не о земном. Иисус видел истинную картину, что «нет праведного ни одного, все согрешили», поэтому Он понимал, что все люди нуждаются в спасении.
Картина показывает напряжение перед кульминацией этой евангельской истории. Кульминация подразумевает помилование не столько молодой женщины, сколько пример проявления любви Бога ко всем людям.
Продолжение истории поражает своей нестандартностью: «Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди».
Одной простой фразой Иисус убрал неубираемое и остановил неостанавливаемое.
Он видел, что в этих людях, кроме злой уверенности, желания мести и расправы, есть простая человеческая совесть, которую вложил в них любящий Бог.
«Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи». Иисус начал простой диалог с молодой женщиной на равных. Он подчеркнул то, что всё самое страшное прошло и это было не по правилам. Это настоящий дар свыше. Но целью Иисуса не было получение восхищений в Свой адрес. Нет! Его целью было изменение жизни обвиненной грешницы.
«Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Он подчеркнул, что у неё началась замечательная жизнь «с белого» листа. Вспоминаются слова Езекии: «Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой». Эта история иллюстрирует отношение к людям любящего Бога, желающего подарить спасение во Христе и направить взгляды людей в вечность посредством водительства Духа Святого.
Напряжение, изображенное в картине Поленова «Христос и грешница», показывает границу жизни человека со всеми греховными закономерностями с одной стороны и даром Христа и новой жизнью в Нём с другой. То есть можно сказать, что автор указывает на чудесную возможность настоящей жизни с Богом, которую имеет любой человек, пришедший ко Христу.
Александр Литвинов
литературный и художественный редактор журнала “Канон”
Comentarios