Александр Стовбырь
«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно…Кто различает дни, для Господа различает»
Послание к Римлянам 14:6
Историческая справка
В IV веке римский император Константин отказался от языческой веры и ввел христианство на территории своей страны. В это время, по языческому календарю, 25 декабря отмечались многие праздники, так как это самый короткий день года — день зимнего солнцестояния. С этой даты световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось людьми как символ победы сил света над силами тьмы, переход от зимнего «умирания» к весеннему «воскресению» природы. Священнослужители увидели в этом явлении благой знак. Чтобы изменить в сознании людей уже укоренившееся языческое представление о значениях праздника, было принято решение, что 25 декабря будет отмечаться Рождество Иисуса Христа.
- Вы хотите поклоняться солнцу? — спрашивали священники у людей, - Так поклоняйтесь не сотворенному светилу, а Тому, кто дарит нам истинный свет и радость, — бессмертному Солнцу, Иисусу Христу.
К этому явлению они приурочивали пророчество Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет».
Таким образом, в 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий написал указ о праздновании Рождества 25 декабря.
Иоанн Златоуст в речи, которая была произнесена 20 декабря 388 года, побуждал верующих праздновать Рождество 25 декабря. Блаженный Августин призывал своих братьев во Христе устраивать 25 декабря праздник не в честь солнца, а в честь Того, Кто сотворил это солнце. Таким образом, 25 декабря как день рождения Христа, было провозглашено Церковью, в противовес древним народным обычаям, которые отмечали в этот день очередную перемену в природе.
Библейский расчет
Библейское обоснование в дате 25 декабря тоже есть. В первой главе Евангелия от Луки мы можем прочесть историю о том, что Ангел Гавриил известил старца Захарию о рождении Иоанна Крестителя во время служения в Храме Соломона. Все священники в Иудее были разделены царем Давидом на 24 чреды, которые служили по очереди. В этот день священнику Захарии выпал жребий возжигать благовония на кадильном жертвеннике. Он принадлежал к Авиевой чреде, которая была 8-й по счету. Авий служил в конце четвертого месяца по еврейскому календарю, примерно в августе - сентябре. Евангелист Лука повествует, что Захария, «когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев». Итак, если прибавить шесть месяцев, то примерно 25 марта Архангел Гавриил возвестил Марии благую весть о рождении Божьего Сына Христа. Добавив девять месяцев, мы придем к 25 декабря, в который родился Иисус Христос.
Есть расчет, основанный и на приданиях. Конечно, придания не обладают такой исключительной достоверностью, как Библия, но стоит привести и эту информацию. Отцы церкви считали, что Иисус, как второй Адам, был зачат от Пресвятой Девы во время весеннего равноденствия - 25 марта, когда, по древнейшему преданию был создан первый Адам. Итак, мы празднуем Благовещенье каждый год 25 марта, а Рождество, соответственно, — 25 декабря.
25 декабря или 7 января?
Сразу же скажем, что православные, католики и протестанты празднуют Рождество 25 декабря. Да, только 25 декабря, другой даты нет. «Как же так?!» скажете вы, «ведь по восточному стилю Рождество приходится на 7 января!» Это верно, но 7 января – это по григорианскому календарю, а по юлианскому — это именно 25 декабря.
Но начнем по порядку. Юлианский календарь был введен в 45 году до нашей эры Юлием Цезарем и был составлен группой астрономов из Александрии. По этому календарю год начинался с первого января и имел 365 дней в обычном году. Через каждые четыре года наступает так называемый високосный год, в котором добавляется еще один день - 29 февраля. Но, как выяснилось позже, этот календарь был не так точен. За 128 лет накапливался лишний день, следовательно, астрономические даты (например, дни равноденствий) смещались. С каждым веком разница в днях между григорианским и юлианским календарём увеличивалась ровно на один день. Ко второй половине XVI века ошибка составила уже десять дней: по Юлианскому календарю момент равноденствия должен наступать 21 марта, а в действительности он произошел уже 11 марта. Поэтому, решением папы Григория XIII, в 1582 году этот календарь был изменен на более точный, который и был назван григорианским. После введения нового календаря в 1582 году за датой 4 октября (четверг) сразу же последовала новая дата – 15 октября, пятница. К тому времени юлианский календарь отставал от григорианского календаря на 11 дней. Особенность григорианского календаря в том, что он наиболее приближен к году фактического оборота Земли вокруг солнца и равняется 365,2425 суток. Ошибка в одни сутки в нем накапливается за 3200 лет, а не через 128 лет, как в юлианском календаре. Если разница между 20-м и 21 веком составляет 13 суток, то в 22 веке она будет 14 суток, а в 23 веке - уже 15.
Интересно, что в связи с нарастанием разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX—XXI веках, а 8 января. Но в литургическом календаре данный день будет соответствовать 25 декабря (по старому стилю).
Сейчас разница между Григорианским и Юлианским календарями – 13 дней. Поэтому 25 декабря по старому стилю приходятся на 7 января по-новому. Также и Новый год празднуется 1 января по обоим календарям, но из-за разницы у нас есть и Старый Новый год — 13 января.
Мы можем выделять особые дни в нашей жизни и хорошо, когда мы делаем это со смыслом. Наверняка нам радостно, когда нас поздравляют с днем рождения, говорят добрые пожелания и просто оказывают внимание. Поэтому вполне естественно если на Рождество, да и во все другие дни, мы будем оказывать внимание важному значению рождения Иисуса.
Статья печатается с сокращениями и редакцией журнала «Канон»
Σχόλια