top of page

Горацио Гэйтс Спэффорд

Updated: Jun 11, 2023

Горацио Гэйтс Спэффорд, автор христианского гимна «Течет ли жизнь мирно…», родился 20 октября 1828 года в Северном Тройе, штат Нью-Йорк. В молодости Спэффорд успешно вел юридическую деятельность в Чикаго. Но Горацио не только хорошо знал правоведение, он благоговел перед Законом Божьим, преподавал в воскресной школе.



Kanon-worthy-person


Финансовый успех не был для него самоцелью, он расценивал его как благословение, ниспосланное свыше, поэтому всегда старался служить Богу и ближним. Спэффорд очень любил свою семью: жену Анну, четырех дочерей Энни, Мэгги, Бэсси, Танету и сына Горацио младшего.


В их доме часто собирались для богослужений. Казалось, всё складывалось как нельзя лучше: служение, семья, работа… Жизнь текла мирно, подобно реке. Тем не менее, вскоре на его долю выпали тяжелые испытания.


За несколько месяцев до большого Чикагского пожара 1871 года Спэффорд вложил огромные деньги в недвижимость на берегу озера Мичиган, и все его сбережения смела с лица земли эта стихия. Накануне пожара он пережил смерть своего четырехлетнего сына. Мальчик умер от скарлатины. Несмотря на боль утраты ребенка, финансовые трудности, Анна и Горацио Спэффорд проявляли Христову любовь к страдающим.


Через два года после этих событий, 22 ноября 1873 года, в пароход, на котором плыла семья Спэффорда, врезалось английское судно «Lochearn», и он за двенадцать минут затонул в Северной Атлантике.


Все четыре дочери Спэффорда погибли. Жена Анна чудом осталась в живых и телеграфировала оставшемуся в Чикаго мужу: «Спаслась одна. Что мне делать?»


Спэффорд сразу же сел на корабль и отправился к убитой горем жене. Было начало декабря, холодная зимняя ночь. Капитан отвел Спэффорда в сторону и сказал: «Сейчас корабль пересечет то место, где затонул французский лайнер…» Это было место, где его жизнь навеки изменилась.


Он вернулся в каюту и долго не мог уснуть. В памяти возникла библейская история из 4-й книги Царств. Он вспомнил кроткий ответ женщины-сонамитянки, у которой внезапно умер долгожданный сын. Душа этой матери была сильно огорчена, и все же она мужественно переносила страдания, стараясь сохранить мир в сердце.



«Все хорошо с моей душой… Да будет воля Господня!..» – прошептал Спэффорд.


Он взял перо, бумагу, и Сам Господь начал успокаивать его израненное сердце. И полились слова благословенной песни: «Течет ли жизнь мирно, подобно реке…» Вмиг годы благополучия сменяются внезапным горем: «Несусь ли на грозных волнах…» Возле этой бездонной могилы дорогих его сердцу детей, ушедших в вечность так рано, рождались слова утешения. Спэффорд не останавливался на теме житейских скорбей и испытаний: «Ни вражьи нападки, ни тяжесть скорбей не склонят меня позабыть, что Бог мой меня из пучины страстей в любви восхотел искупить».


Этот благословенный муж сосредотачивал внимание на искупительной жертве Христа: «Что в мире сравнится с усладой такой? Мой грех, весь как есть, целиком к кресту пригвожден, и я Кровью святой искуплен всесильным Христом». Он весь – в ожидании славного Второго Пришествия Христа: «Господь! Твоего я пришествия жду; принять мою душу гряди! Я знаю, тогда лишь вполне я найду покой у Тебя на груди». И, как триумф, звучит уверенность: «Ты со мной, да, Господь. В Твоих я покоюсь руках».



Анна Спэффорд, подобно мужу, не ожесточилась в испытаниях, не потерпела кораблекрушение в вере. Только Господь мог дать ей силы все пережить. Анна вспомнила, как кто-то из друзей однажды сказал ей: «Легко оставаться благодарными и добрыми во времена изобилия, но будем осторожны: несправедливо быть друзьями Богу только в счастливые дни».



В свои тридцать лет Анна потеряла почти все. Это произошло так внезапно. Но она верила, что это не конец, это только начало их новой жизни. Господь благословил Анну и Горацио еще тремя детьми. Их сын родился в 1876 году. Его снова назвали Горацио, теперь уже не столько в честь отца, сколько в честь их умершего первенца. Через два года Господь подарил им дочь Берту, а потом еще одну девочку, Грэйс. К сожалению, их сынишка, так же, как и его брат, вскоре умер от скарлатины, когда ему исполнилось четыре годика.



После смерти сына Горацио Спэффорд решил навсегда оставить дом в Америке и переехать в Иерусалим. В своем письме другу он писал: «Иерусалим – город, в котором мой Господь жил, страдал и побеждал. И я, подобно Ему, хочу научиться, как жить, страдать и, что самое главное, побеждать». Спэффорды старались жить простой жизнью, как ранние христиане, владея имуществом сообща. Они смотрели на жизнь глазами вечности и хотели своей жизнью показать людям любовь Иисуса, как и написал Горацио в своей песне: «От сердца скажу: для меня жизнь – Христос, и в Нем мой всесильный оплот. Следы от греха, искушений и слез с меня Он любовью сотрет».

Горацио Спэффорд умер от малярии 16 октября 1888 года, не дожив четыре дня до своего шестидесятилетия. Его похоронили в Иерусалиме – в городе мира. Сбылась его заветная мечта: Господь с любовью стер с него следы греха, искушений и слез – навсегда. На мемориальной доске есть простая надпись: «Автор вдохновенной песни и Божий слуга».



Удивительная жизнь старозаветного праведника Иова, семьи Спэффорд и многих других страдальцев, о которых мы даже не знаем, провозглашают нам истину о том, что даже в самых суровых испытаниях Господь может прославиться и даровать драгоценную победу. Христос призывает нас, Своих учеников, стать подобными Ему, отречься себя и посвятить Ему свою жизнь. Возможно, отказаться от малого ради большего, от временного – ради вечного.


Смирение позволило Горацио и Анне в горниле испытаний остаться верными Господу. Во всех своих лишениях Спэффорды увидели знак того, что Спаситель вот-вот вернётся. Именно такой взгляд на свои страдания в контексте вечности помог им правильно относиться к испытаниям и, вместо депрессий и жалоб, произвел Божье благословение. Воистину, эти люди умели чтить Господа и глубоко смиряться перед Ним. Они подчинились Его воле, не зная и до конца не понимая смысла происходящего.


Неземной мир наполнял их сердца, которые были преисполнены благодарности и в испытаниях. Было бы великим благословением и нам подражать их вере, чтобы слова замечательной песни стали и нашей сущностью: «Ты со мной. Да, Господь. В Твоих я покоюсь руках».


0 comments

Comments


bottom of page