top of page

Восстановление миссионерской памяти. Часть 1



Иоганнес Раймер

Проповедник, миссионер,

один из руководителей Всемирного евангельского Альянса







Если вам интересна тема миссиологии, то есть изучение миссии христианской церкви, эта аналитическая статья для вас.


1

Необходимость соответствующей миссиологии.


Рост евангельских церквей на постсоветском пространстве замедляется.[1] Массовых евангелизаций 1990-х годов в СНГ практически больше нет. Сотни тысяч евангельских христиан покинули СНГ на запад. Евангельские церкви оставленные позади, с трудом достигают людей в своем непосредственном окружении . Кэтрин Ваннер, изучившая ситуацию в украинских Церквах, подчеркивает незаинтересованность и неспособность этих церквей связать свою миссионерскую деятельность с социально-культурным положением окружающих их людей.[2] В чем проблема?

Михаил Черенков, русский баптистский миссиолог, видит проблему в том, что славянские евангельские церкви еще не сформулировали свою собственную миссиологическую парадигму и поэтому трудятся контекстуально неадекватно.[3]

Это, однако, не означает, что русскоязычные евангельские христиане не имеют доступа к миссиологической литературе. Как раз наоборот. За последние двадцать лет на русском языке опубликована впечатляющая библиотека книг и статей по миссии. Почти все они являются переводами западных авторов.[4] Миссиология преподается в библейских школах и семинариях.[5] Однако и здесь модели и учебные программы западные.[6]

Негативное развитие миссии поднимает вопрос о неадекватности западной миссиологической теории. В результате западного влияния Русская евангельская церковь не в состоянии эффективно проводить евангелизацию, утверждает Рувим Волошин, лидер Российской баптистской миссии, и что евангельским христианам давно пора развить свою собственную русскую или хотя бы славянскую миссиологию.[1] Сторонники отечественной миссионерской теории указывают на недавние события в Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь издала лишь несколько книг по миссиологии, которые зависят от западных моделей, среди которых книга профессора Владимира Федорова «Провославская миссия сегодня»[2] является наиболее адаптированной версией, поскольку большая часть книги просто содержит перевод докторской диссертации Якова Стамулиса о миссии Православных Церквей.[3] Стамулис – американский баптист. Новые публикации не отвергают творческий диалог с другими миссиологическими подходами, но стремятся к тесной связи с их собственной традицией и теологией. С «Миссиологией» под редакцией Александра Гинкеля, РПЦ выпустила свой самый первый отечественный учебник по миссиологии.[4] Авторы этой работы подчеркивают тот факт, что подлинная православная миссиология будет возможна только в том случае, если церковь вспомнит свою миссионерскую историю. Они требуют исцелить память, собирая собственную историю из разорванных кусочков в одно целое».[5] Конечно, «Миссиология» и подобные публикации православных авторов еще не достигли поставленной цели. Кризис теории православной миссии еще не преодолен, как справедливо подчеркивает Андрей Кураев.[6] Но направление, похоже, выбрано правильно.

Православный подход интересен и в работе над евангельской миссиологией в Восточной Европе в целом и в России в частности. Адекватная миссиология должна будет не только оглянуться назад на Откровение в Священном Писании и затем установить правильное библейское богословие миссии, но и «собрать свою собственную миссионерско-историческую память», чтобы определить миссиологическую теорию на сегодня. Петр Ф. Пеннер прав, когда заявляет: «Чтобы понять настоящее и подготовиться к будущему, нам нужно взглянуть на прошлую историю миссии в бывшем Советском Союзе».[7] И это должно включать в себя всю христианскую миссию, все ветви христианской церкви - евангельской, а также православной и римско-католической, лютеранской или реформатской. Адекватная миссиология является продуктом продолжающегося диалога между Священным Писанием, традицией миссионерской церкви и с социально-политическим контекстом, в котором в настоящее время выполняется миссия. Этот диалог вписан в историю и ее различные события. Исключение исторических предпосылок понимания Священного Писания, развития сообщества и культурных изменений приведет к адаптации иностранных идей, которые в принципе не могут затронуть сердце данного народа. Поэтому адекватная евангельская миссиология для славянского мира должна восстановить свою историческую память о миссии. Давайте рассмотрим потенциал.


2

Евангельская миссия славян -

отечественное движение


Евангельская миссия славян восходит к западным,[8] а также к восточным источникам.[9] Россия веками приглашала мигрантов поселиться в стране. Многие из них были протестантами, а некоторые - евангельскими верующими. Их роль в создании подлинно восточноевропейского евангельского движения хорошо исследовано и обосновано.[10] Но беспрецедентный успех евангелистов в России является главным образом результатом событий внутри самого контекста. Движения за возрождение внутри Русской Православной Церкви, такие как Хлысты, Прыгуны, Молокане, Толстовцы и другие, вступившие в миссионерский диалог с евангельскими мигрантами и ставшие основным источником, из которого молодое евангелическое движение собирало своих членов. Миссия и евангелизация в России и в Украине - это, прежде всего, отечественная история,[11] и, как справедливо говорит Кузнецова, «многоплановое движение»[12] с его собственной беспрецедентной оригинальностью, прослеживающее свое происхождение от восточных, а также западных источников. но восточный источник устанавливает важнейшие условия, которые позволяют движению процветать.[13] Большинство евангельского руководства 19-го века происходило, например, из молоканской среды. Среди них Иван С. Проханов, духовный ректор евангелического возрождения в России и в Советском Союзе в первые десятилетия 20-го века. Если путь к соответствующей миссиологии предполагает восстановление миссионерской памяти, то эта память должна будет включать тщательный анализ западных, а также восточных источников истории евангельских миссий в России и СНГ. Мне временами страшно от того, как мало руководство современной евангельской миссии знает о миссионерской теории и практике своих предков. Например, лидер баптистской миссии Рувим Волошин описывает веру «наших предков» как «богоборческий большевизм», воинственно управляемый богобольшевизм ».[14] Вы вряд ли можете быть более негативным, чем это. История, однако, доказывает, что Волошин и его единомышленники ошибаются. Евангелическая миссия в России и в первые годы существования Советского Союза не была копией западных протестантских миссиологических моделей. Любой историк миссии обнаружит множество элементов местного, отечественного движения с его оригинальными настройками и убеждениями.


Продолжение следует


Ссылки:

[1] См. Ruvim Voloshin, Vozvedite ochi vashi i posmotrite na nivy kak oni pobeleli i pospeli k Zhatve. 3.12 2008. In: http://baptist.org.ru/articles/missions/ (1.02.2013).


[2] Vladimir Fiodorov, ed. Pravoslavnaia missia segodnia. (Sankt Peterburg: Apostolski Gorod, 1999).


[3] Там же, 91-291.


[4] Alexandr Ginkel, ed. Missiologia. 2-e ispravl. Izdanie. (Belgorod: Belgorodskaia Duchvnaia Pravoslavnaia Seminaria, 2010) 8.


[5] Там же, 8.


[6] Andrey Kuraev, Missionerski krisis pravoslavia. (Moskva: NIkea, 2010).


[7] Peter F. Penner, Scripture, community and context in God ́s mission in the FSU. In: Sawatsky, Mission and Evangelism, 23.


[8] См.: Waldemar Gutsche, Westliche Quellen des Russischen Stundismus. (Kassel: Oncken, 1955) 10-68; Wilhelm Kahle, Evangelische Christen in Rußland und der Sovietunion. Ivan Stepanovic Prochanov (1869-1935) und der Weg der Evangeliums Christen und Baptisten. (Kassel: Oncken, 1978) 38-79; Dietrich, Hans-Christian, Ursprünge und Anfänge des russischen Freikirchentums. Univ., Diss., Band 21. (Erlangen: Martin-Luther Verlag, 1985) 215ff; Id., Siedler, Sektierer und Stundisten. Die Entstehung des russischen Freikirchentums. (Holzgerlingen: Hänssler, 1997).


[9] Wilhelm Kahle, Evangelische Christen, 90-104; Hans-Christian Dietrich, Ursprünge, 155ff; Id., Russische Sekten. In: H. D. Betz u.a. (Hrsg.) RGG, 4. Auflage, Band 7, Auflage: 4. (Tübingen: Mohr Siebeck, 2007), 686-686.


[10] Wilhelm Kahle, Evangelische Christen, 38-89; Hans Kasdorf, Flammen unauslöschlich. (Lage: Logos Verlag, 1991) 71ff.


[11]См,, Walter Sawatsky, The centrality of mission and evangelism in the Slavic Evangelical story. In: Walter Sawatsky, Mission and Evangelism


[12] Kuznetsova 2009,16.


[13] Там же. 62,


[14] Волошин, Возведите очи.

[1] См. Ruvim Voloshin, Vozvedite ochi vashi i posmotrite na nivy kak oni pobeleli i pospeli k Zhatve. 3.12 2008. In: http://baptist.org.ru/articles/missions/ (1.02.2013).


[2] Vladimir Fiodorov, ed. Pravoslavnaia missia segodnia. (Sankt Peterburg: Apostolski Gorod, 1999).


[3] Там же, 91-291.


[4] Alexandr Ginkel, ed. Missiologia. 2-e ispravl. Izdanie. (Belgorod: Belgorodskaia Duchvnaia Pravoslavnaia Seminaria, 2010) 8.


[5] Там же, 8.


[6] Andrey Kuraev, Missionerski krisis pravoslavia. (Moskva: NIkea, 2010).


[7] Peter F. Penner, Scripture, community and context in God ́s mission in the FSU. In: Sawatsky, Mission and Evangelism, 23.


[8] См.: Waldemar Gutsche, Westliche Quellen des Russischen Stundismus. (Kassel: Oncken, 1955) 10-68; Wilhelm Kahle, Evangelische Christen in Rußland und der Sovietunion. Ivan Stepanovic Prochanov (1869-1935) und der Weg der Evangeliums Christen und Baptisten. (Kassel: Oncken, 1978) 38-79; Dietrich, Hans-Christian, Ursprünge und Anfänge des russischen Freikirchentums. Univ., Diss., Band 21. (Erlangen: Martin-Luther Verlag, 1985) 215ff; Id., Siedler, Sektierer und Stundisten. Die Entstehung des russischen Freikirchentums. (Holzgerlingen: Hänssler, 1997).


[9] Wilhelm Kahle, Evangelische Christen, 90-104; Hans-Christian Dietrich, Ursprünge, 155ff; Id., Russische Sekten. In: H. D. Betz u.a. (Hrsg.) RGG, 4. Auflage, Band 7, Auflage: 4. (Tübingen: Mohr Siebeck, 2007), 686-686.


[10] Wilhelm Kahle, Evangelische Christen, 38-89; Hans Kasdorf, Flammen unauslöschlich. (Lage: Logos Verlag, 1991) 71ff.


[11]См,, Walter Sawatsky, The centrality of mission and evangelism in the Slavic Evangelical story. In: Walter Sawatsky, Mission and Evangelism


[12] Kuznetsova 2009,16.


[13] Там же. 62,


[14] Волошин, Возведите очи.


[1] См. Walter Sawatsky. Return of Mission and Evangelism in the CIS (1980s – Present). An Assessment. In: Walter Sawatsky, Peter F. Penner, eds. Mission in the former Soviet Union. (Schwarzenfeld: Neufeld Verlag, 2005) 110-111.


[2] Catherine Wanner, Missionaries of Faith and Culture: Evangelical Encounters in Ukraine. In; Slavic Review 63(4), 2004, pp. 732-755; Id. Missionaries and Pluralism: How the Law Changed the Religious Landscape in Ukraine. In: Contemporary Ukraine on the Cultural Map of Europe, Onyshkevych, Larissa and Maria G. Rewakowicz, eds. Armonk, NY: M.E. Sharpe , 2009.


[3] Michail Cherenkov. Postsovetskie evangelskie cerkvi v posikach podchodiaschei missiologii: globalnye tendencii i mestnye realii. In: http://baptist.org.ru/articles/missions/382 (1.02.2013). See an English translation in: Michael Cherenkov. Global Missiological Trends and Local Realities Toward Appropriate Missiology for Post- Soviet Evangelicals: Global Missiological Trends and Local Realities . In: Богословские размышления”. March 1, 2012.; Denis Shumilin. Missiologia. (Donezk: Donetzki Christianski Universität), in: http://www.shumilinitalia.org/missiolog..pdf (20.01.2013).


[4] Cм. Например John York. Missiologia v vek Ducha. (Life Publishers International, 2002); Harold Kurz Harold. Ocerki po missiologii. (Moskva: Narnia, 2002); A. Chacki /Jim Overton. Missiologia: bibleiskiy. Istoricheskiy, kulturny, strategicheskiy aspekty, Uchebnoe posobie. (Moskva: Duchovnoe voszrozhdenie, 2001); David J. Bosch, Probrazovanie missii. (Moskva: Bibleiskaia kafedra, 2002).


[5] См. например: Wes Bredenhof. “Reformatskie veroispovedania I missia cerkvi. In: http://www.reformed.org.ua/2/613/Bredenhof (25.01.2013).


[6] The strong dependency on Western models is also caused through the strong presence of Western missionary force in the CIS. It has been estimated that in 1996, 5,600 Western missionaries operated in the CIS (Peter F. Penner, Critical evaluation of recent development in the CIS. In Sawatsky, Mission and Evangelism, 2005,127).


[7] См. Ruvim Voloshin, Vozvedite ochi vashi i posmotrite na nivy kak oni pobeleli i pospeli k Zhatve. 3.12 2008. In: http://baptist.org.ru/articles/missions/ (1.02.2013).


[8] Vladimir Fiodorov, ed. Pravoslavnaia missia segodnia. (Sankt Peterburg: Apostolski Gorod, 1999).


[9] Там же, 91-291.


[10] Alexandr Ginkel, ed. Missiologia. 2-e ispravl. Izdanie. (Belgorod: Belgorodskaia Duchvnaia Pravoslavnaia Seminaria, 2010) 8.


[11] Там же, 8.


[12] Andrey Kuraev, Missionerski krisis pravoslavia. (Moskva: NIkea, 2010).


[13] Peter F. Penner, Scripture, community and context in God ́s mission in the FSU. In: Sawatsky, Mission and Evangelism, 23.


[14] См.: Waldemar Gutsche, Westliche Quellen des Russischen Stundismus. (Kassel: Oncken, 1955) 10-68; Wilhelm Kahle, Evangelische Christen in Rußland und der Sovietunion. Ivan Stepanovic Prochanov (1869-1935) und der Weg der Evangeliums Christen und Baptisten. (Kassel: Oncken, 1978) 38-79; Dietrich, Hans-Christian, Ursprünge und Anfänge des russischen Freikirchentums. Univ., Diss., Band 21. (Erlangen: Martin-Luther Verlag, 1985) 215ff; Id., Siedler, Sektierer und Stundisten. Die Entstehung des russischen Freikirchentums. (Holzgerlingen: Hänssler, 1997).


[15] Wilhelm Kahle, Evangelische Christen, 90-104; Hans-Christian Dietrich, Ursprünge, 155ff; Id., Russische Sekten. In: H. D. Betz u.a. (Hrsg.) RGG, 4. Auflage, Band 7, Auflage: 4. (Tübingen: Mohr Siebeck, 2007), 686-686.


[16] Wilhelm Kahle, Evangelische Christen, 38-89; Hans Kasdorf, Flammen unauslöschlich. (Lage: Logos Verlag, 1991) 71ff.


[17]См,, Walter Sawatsky, The centrality of mission and evangelism in the Slavic Evangelical story. In: Walter Sawatsky, Mission and Evangelism


[18] Kuznetsova 2009,16.


[19] Там же. 62,


[20] Волошин, Возведите очи.

0 comments

Recent Posts

See All
bottom of page