top of page

ЦЕЛОСТНОСТЬ СООБЩЕСТВА —глобальные аспекты христианской миссии

1. Концепция получает широкое распространение.


В последние годы термин «целостность» занимает все более заметное место в исследованиях, посвященных государству и управлению, а также формированию политики на всех уровнях общества. Но что такое целостность? Что характеризует целостность человека, функционера или организации? И даже целого общества? Как выглядит целостная жизнь? В литературе для определения целостности используются такие ключевые слова, как цельность и согласованность; профессиональная ответственность; моральная рефлексия; такие ценности, как неподкупность, законы и правила; моральные ценности и нормы; образцовое поведение. Латинское корневое слово integras означает «цельный», «целый», «гармония», а целостность — «цельность» или полнота как последовательность и согласованность принципов и ценностей. Карсинг правильно сформулировал это понятие, сказав: «Целостность означает, что профессионал выполняет свои задачи адекватно, тщательно и ответственно, учитывая в Целостность неразрывно связана с моралью и этикой, которые относятся к тому, что является правильным или неправильным в обществе. И то, и другое формируется под влиянием религиозных и идеологических убеждений и образует ценности и нормы общества, иначе говоря, базовую культуру, определяющую принятый «дизайн жизни»3 . Злоупотребление такими нормами в целях личной выгоды называется коррупцией. Такие явления, как взяточничество, покровительство и фаворитизм, злоупотребления в личное время, мошенничество, запугивание и дискриминация и т.д., могут быть обусловлены различными характеристиками вовлеченных в коррупцию людей, организации (культуры и структуры) и окружающую среду. Исследовать коррупцию — это не меньше, чем исследовать айсберг. О нем написана целая библиотека4 . Сегодня коррупция охватила буквально все слои общества. Редко какое общество в мире обходится без коррупции и нарушенной порядочности. Даже в научных кругах5 и религиозных организациях, таких, как церкви, мошенничество стало повседневным отраженным явлением. Только в 2022 году Римско-католическую церковь Германии покинули более 500 тыс. прихожан из-за дезинтегрирующего поведения священников и духовенства. По оценкам, общее число членов церкви в Германии, покинувших свои храмы в 2022 году, превысит 800000 человек6 . Буквально ни один институт общества не свободен от разложения и коррупции. В сфере спорта и отдыха местные администрации, например, в Германии, сетуют на рост насилия. На прошлой неделе одна из региональных футбольных ассоциаций Германии закрыла все стадионы региона из-за насилия во время игр. В Берлине власти были вынуждены закрыть плавательные бассейны, так как насилие вышло из-под контроля. Этого и многих других подобных явлений раньше не было так много. Что же движет этой проблемой?


2. Локальные сообщества под глобальным влиянием.



Заданная мне тема ищет взаимосвязь между целостностью и глобальными аспектами. Другими словами, влияют ли события в глобальном мире на целостность индивидуальной жизни и локальных обществ? Является ли дезинтеграция вообще следствием глобализации? Нужно ли учитывать глобальные аспекты при преодолении дезинтеграции в наших обществах? Действительно, глобализация — всемирный процесс взаимосвязи мира, охвативший весь период существования человека на Земле, начиная с 1990-х годов, — может рассматриваться как одна из важнейших причин этой проблемы. Рассмотрим некоторые аргументы. Манфред Штегер, профессор глобальных исследований и научный руководитель Института глобальных городов при университете RMIT, выделяет четыре основных эмпирических измерения глобализации: экономическое, политическое, культурное и экологическое. Пятое измерение, идеологическое, пересекается с четырьмя другими. Идеологическое измерение, по мнению Штегера, наполнено целым рядом норм, утверждений, верований и нарративов, касающихся самого явления. Оно определяет, как формируется экономика, политика, культура и экология . Именно здесь, в этом пятом измерении, глобализация сталкивается с проблемой целостности. Целостность, как уже отмечалось выше, тесно связана с этикой и моралью, это идеологический и религиозный набор ценностей. Массовая миграция в мире, вызванная глобализацией мира, разрушает традиционные религиозные и культурные установки. Баланс между традиционными этическими ценностями и повседневным жизненным опытом зачастую отсутствует или дается крайне редко. «Мы живем в идеологическом вакууме», — сказал один мой знакомый в одном из мусульманских районов Средней Азии после распада Советского Союза со всеми его предписанными нормами поведения. Единственное, что осталось, — это собственное выживание, а оно легко может стать бесчеловечным. Идеологии нет, религию забрали — что осталось, неизвестно». Вскоре после провозглашения независимости его страну наводнили глобально активные транснациональные корпорации с Запада и из Китая. Они коррумпировали политическую элиту, подкупали администрацию, скупали земли и сооружения и внедряли «свой способ ведения бизнеса».

— бизнеса, заинтересованного только в личной выгоде, социально, культурно и, конечно, религиозно слепого .



По сути, это транснациональные корпорации, которые громко заявляют о своей честности внутри страны и подписываются под коррупцией снаружи. Этические нормы и мораль нивелируются, социальная и корпоративная ответственность снижается. Главное — личная выгода за счет местной природы и окружающей среды, общества и людей. Они приходят с обещаниями лучшей жизни, но в результате остается только нищета. Неудивительно, что такой тип развития порождает нескончаемый поток миграции и беженцев. Прекрасный мир, который местные жители называли своим домом, который они знали и лелеяли, стал чужим, холодным и опасным. А животворящий баланс между культурой, этикой и жизненной практикой исчезает. Беженцы, прибывающие в Европу из стран Африки и Азии, говорят на похожем языке. Большинство из них не только потеряли спасительную защиту своей культуры, традиций и религии, но и зачастую утратили собственное достоинство на пути к месту своего нынешнего пристанища. «Я — мусульманка, — говорит Сафира из Афганистана. — Для меня жить в сексуальной чистоте — святая воля Аллаха. Но по дороге в Европу меня не раз насиловали. Как я теперь живу? Да, я даю взятки, ворую и обманываю, чтобы выжить. Я знаю, что это неправильно и неприемлемо. Но скажите, какие есть альтернативы? Грех стал моим образом жизни.


ИССЛЕДОВАТЬ КОРРУПЦИЮ — ЭТО НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ИССЛЕДОВАТЬ АЙСБЕРГ.

Я cмотрю в зеркало и не узнаю себя». Я встретил Сафиру в Афинах (Греция). Она застряла в городе вместе с тысячами других беженцев. И когда она наконец приедет в Германию, Францию или Канаду, то столкнется с другой чужой культурой, мешающей ей вписать свою разбитую жизнь в осмысленную здоровую концепцию. Путь к целостности для таких беженцев, как Сафира, долог. Вскоре она столкнется с расовой и интеллектуальной несправедливостью и попытается справиться с моральными нормами, противоречащими ее мусульманскому происхождению. Ее присутствие в новом обществе будет интриговать, злоупотреблять и, как следствие, портить не только ее жизнь, но и жизнь местных жителей. По сути любой развращенный сосед — это, в конечном счете, действенное приглашение изменить собственную жизнь и приспособить ее к тем условиям, в которых ты сейчас живешь. Глобализация действительно способствует и поощряет несправедливость, бедность, дезинтеграцию и коррупцию.


Окончание в следующем номер


Recent Posts

See All
bottom of page